Опрос
Подвижники музейного дела Тверского края
Подвижники музейного дела Тверского края
Туристические маршруты по Тверской области в основном проходят по трассе Санкт-Петербург – Москва. Иногда путешественники посещают имение Вульфа в селе Берново, где часто гостил Пушкин, и древний город Старицу. Однако в крае есть много других, пока малоизвестных, но очень интересных достопримечательностей. Так, проехав по старому тракту Вышний Волочек – Калязин, можно сделать немало открытий.
Первое место, где стоит сделать остановку, – поселок Овсище. Сюда в 1929 г. перевезли для хозяйственных нужд советской власти из расположенной недалеко усадьбы «Островки» деревянный помещичий дом дворян Милюковых. В первой половине XIX в. у хозяев имения часто гостил художник А. Г. Венецианов. Здесь он обучал живописному мастерству крепостного мальчика, впоследствии ставшего видным живописцем, В. Г. Сороку. А в начале XX в. в «Островках» на пленэре работал еще один замечательный художник С. Ю. Жуковский.
В размещенной в барском доме сельской библиотеке возникла инициативная группа по возрождению дома. Библиотекарь Галина Юрьевна Громова с единомышленниками провели огромную работу по воссозданию усадьбы и приданию ей статуса музея. По сохранившимся документам и по картинам гостивших в «Островках» художников были восстановлены колонны парадного входа и интерьер некоторых комнат. В музее постоянно проходят выставки и действует детская художественная студия. Возможно, кто-то из ее участников впоследствии продолжит традицию написания неброского, но невероятно щемящего русского пейзажа.
Далее по пути стоит город Бежецк, где родилось немало известных людей. Экспозиции недавно реконструированного литературного-мемориального музея посвящены его уроженцам: музыканту-балалаечнику, композитору, организатору первого оркестра народных инструментов В. В. Андрееву и романисту В. Я. Шишкову. В экспонатах залов прослеживается их творческий путь, а также выставлены их личные вещи, среди которых коллекция инструментов маэстро и мебель из рабочего кабинета писателя в Москве.
Недалеко от Бежецка находилось имение матери поэта Николая Гумилева. В нем до революции в летние месяцы он отдыхал со своими близкими – женой, поэтессой Анной Ахматовой, и сыном Львом, будущим крупным ученым. Поэтому в городе в окружении сохранившихся купеческих домов стоит скульптурная композиция всех членов этой знаменитой семьи. Анне, томно сидящей в кресле, здесь немного больше двадцати лет; Николаю, изображенному в виде бюста на колонне, – более тридцати; а стоящему, чуть сгорбленному, с книгой в руке Льву – уже далеко за семьдесят. По замыслу скульптора А. Н. Ковальчука, каждый из них изображен в тот жизненный период, когда пришло личное публичное признание. Отсутствие же в полный рост скульптуры Николая Гумилева символизирует то, что его жизнь была трагически прервана.
85 км дороги, и шоссе приводит в старинный город Кашин. В его историческом центре хорошо сохранились особняки зажиточных жителей и торговые ряды. На холме над излучиной реки стоит самый крупный в Тверской епархии Воскресенский кафедральный собор, где хранятся мощи св. княгини Анны Кашинской. А ближе к выезду из города в здании Входоиерусалимской церкви находится один из самых богатых районных краеведческих музеев области.
Музей возник еще в 1919 г. на основе частного собрания местного купца И. Я. Кункина. В собрании находятся спасенные энтузиастами от разграбления многочисленные произведения искусства из закрытых церквей и национализированных помещичьих усадеб. Всего более 700 экспонатов. Музей является не только хранилищем старины, но и культурным центром. Небольшой коллектив, возглавляемый заведующей Ириной Алексеевной Ивановой, постоянно организует литературные вечера, выставки, детские краеведческие квесты.
А через 30 км на волжских просторах стоит город Калязин. В1939 г. в результате строительства Угличского водохранилища старая часть города с монастырями и церквями была затоплена. Оставили только колокольню Николаевского собора, использовав ее в качестве маяка. Недавно ее фундамент укрепили, отреставрировали стены, установили колокола. Теперь она, возвышающаяся над водой, стала не только туристическим брендом города, но и символом ушедшей дореволюционной России.
В Калязине действуют около десяти музеев. Причем многие из них открыты в результате частной инициативы. Так, Зинаида Алексеевна Петрова часть собственного родового дома отвела под экспозицию, посвященную маме. Она так и называется «Музей Матери». Ее мама, прожив долгую жизнь, работая почтальоном, прошла все трудности и радости, которые испытывала вся страна. Идея создания музея состоит в том, чтобы через частную жизнь, через семейные фотографии и личные вещи продемонстрировать непростую историю XX в.
Заезжая в глубинку, нужно быть готовым к тому, что дороги здесь весьма далеки от идеала и не только Интернет, но и мобильная связь часто пропадает. Поэтому при себе необходимо иметь не только навигатор, но и старую добрую карту. Кстати, указатели на дороге встречаются далеко не везде. Но эти неудобства полностью компенсируются красотой природы, интересными достопримечательностями и главное – встречами с замечательными людьми, настоящими подвижниками музейного дела.
Борис Кричевский